Грузовые перевозки на сети РЖД
В октябре 2013 г. объем грузовых перевозок снизился по сравнению с аналогичными показателями как 2012, так и 2011 года: объем погрузки составил 105,9 млн т (-4,7% или −5,3 млн тонн к октябрю 2012 г.), грузооборот ― 166,6 млрд т-км (-2,3% или 3,7 млрд т-км).
Уголь. В октябре 2013 г. перевезено 26,5 млн т угля (-3,8% по сравнению с октябрем 2012 г.), грузооборот составил 66,5 млрд т-км (+2,5% к октябрю 2012 г.). Внутренние перевозки снизились на 6,4% к октябрю 2012 г. в связи со снижением перевозок угля на Красноярской и Восточно-Сибирской железной дороге. Данная ситуация связана с пуском 3 гидроагрегатов на Саяно-Шушенской ГЭС в последнем квартале 2012г. — начале 2013 г. Экспортные перевозки угля увеличились на 1,5%.
При этом цены на уголь выросли на 3,6% до $85,5 за тонну по сравнению с сентябрем 2013 г.
Нефть. В октябре 2013 г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов составил 19,8 млн т (-6,1%), грузооборот — 29,9 млрд т-км (-8,1%). Основной причиной падения является снижение перевозок сырой нефти на 29% и дизельного топлива на 4%. Следует отметить увеличение перевозок битума на 44% и мазута на 1,6%. Цена на нефть марки Brent увеличилась до $108,8 за баррель по сравнению с ценой сентября 2013 г.
Сжиженный углеводородный газ. В октябре 2013 г. объем перевозок составил 3,1 млн т (+9,5%), грузооборот ― 6,8 млрд т-км (+12,4%). Цены на газ несколько снизились по отношению к ценам сентября 2013 г. и находятся на уровне €26,3 за МВт-ч. Перевозки увеличились по всем типам газовых грузов: ШФЛУ, газовые фракции, бутан и газовый бензин.
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в октябре 2013 г. составил 18,1 млн т (-10,5%), грузооборот — 9,7 млрд т-км (-2,8%). Падение связано со снижением перевозок цемента на стройки Олимпиады и Универсиады; шлаков гранулированных в Ленинградской, Брянской, Волгоградской областях и в Башкирии; инертных строительных грузов в Пермском крае.
Черные металлы. В октябре 2013 г. объем перевозок черных металлов составил 5,8 млн т (-1,7%), грузооборот — 8,7 млрд т-км (-2,4%). Падение связано со снижением отгрузок с Северстали, НЛМК и ЧМК.
Цены на сталь снизились до отметки в $525 за тонну, что, тем не менее, превысило уровень октября 2012 г. на $15.
Железная руда. В октябре 2013 г. объем перевозок железной руды составил 9,7 млн т (-2,1%), грузооборот — 9,4 млрд т-км (-20,8%). Цены на руду несколько выросли по сравнению с предыдущим месяцем — до $131,9 за тонну, что на 11% выше цен октября 2012 г.
Зерно. В октябре 2013 г. объем перевозок зерна составил 1,8 млн т (-11,1%), грузооборот — 3,3 млрд т-км (+15,6%). Цены на пшеницу увеличились и находятся на уровне $231 за тонну, что на 31% ниже цены октября прошлого года.
Удобрения. В октябре 2013 г. объем перевозок удобрений составил 3,9 млн т (+10,3%), грузооборот — 6,1 млрд т-км (+6,4%). Цена диаммония фосфата снизилась на $5 до уровня $490 за тонну по сравнению с сентябрем 2013 г., что на $83 ниже аналогичных показателей октября 2012 г.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В течение октября были приостановлены сертификаты крупных украинских производителей всех типов вагонов. В октябре было произведено 7,1 тыс. ед. подвижного состава (-28%, или на 2,8 тыс. вагонов меньше по сравнению с октябрем 2012 г.).
Российские заводы усилили специализацию на конкретных типах вагонов — полувагоны производит УВЗ, ТВСЗ, Новокузнецкий, Барнаульский и Новозыбковский машиностроительный завод. Цистерны для нефтепродуктов производит только УВЗ, газовые цистерны только ВКМ, крытые вагоны — Алтайвагон и Армавирский завод, платформы — ЗМК, Трансмаш, Алтайвагон, Рославльский завод. Хопперы всех типов производит Брянский завод. Лишь Промтрактор-Вагон не занял какой-то конкретной ниши, выполняя заказы на все виды подвижного состава, переместившись по объему производства в РФ с 4-ой позиции в 2012 г. на 9-ую позицию в октябре 2013 г.
Полувагоны. В октябре 2013 г. построено 2,8 тыс. полувагонов (-45%, или на 2,3 тыс. единиц меньше, чем в октябре 2012г.). Цены на полувагоны в октябре находились на уровне $50 000 — $51 000.
Нефтебензиновые цистерны. В октябре произведено 734 нефтяные цистерны (-54%, или на 849 единиц меньше, чем в октябре 2012 г.). На УВЗ произведено 520 цистерн, Азовмаш построил 204 цистерны. Цены на цистерны находились в диапазоне $55 000 — $57 000.
Газовые цистерны. Газовых цистерн построено 1 049 ед. (+85% или на 483 цистерны больше, чем в октябре 2012 г.). Вслед за повышением объемов перевозок газа, ВКМ и Азовмаш увеличили свое производство газовых цистерн. Цены на данный вид подвижного состава находились в диапазоне $68 000 — $78 000.
Хопперы. В октябре 2013 г. построено 786 хоппера (на 40%, или на 516 ед. меньше, чем в октябре 2012г.). Зерновозов построено 332 единицы, минераловозов — 230 единиц, цементовозов — 190 единиц, остальные 34 — хопперы-дозаторы. Цены на цементовозы находились в диапазоне $47 700 — $56 000, на зерновозы ― $52 600 — $61 000, на минераловозы ― $49 900 — $54 000.
Крытые вагоны. В октябре 2013 г. построено 601 ед. крытых вагонов (на 10% или на 68 ед. меньше, чем в октябре 2012г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $60 500 — $65 000.
Платформы. В октябре 2013 г. построено 562 ед. фитинговых платформ (на 48% больше, чем в октябре 2012г.) и 312 ед. универсальных платформ (в 2 раза больше, чем в октябре 2012 г.). Основным драйвером роста производства платформ стало увеличение производства на заводе Трансмаш. Цены на разные типы платформ находились в диапазоне $48 700 — $58 000.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В октябре текущего года ставки на все виды подвижного состава стабилизировались относительно показателей сентября 2013 г., немного снизились ставки только на нефтебензиновые цистерны и крытые вагоны.
Ставка на полувагоны сохранилась на прежнем уровне, около $20-$21 в сутки. Суточные ставки на крытые вагоны снизились на $1 до $32. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы остались на уровне $27 и $28, соответственно. Ставка на нефтебензиновые цистерны снизилась до $27-$34. Ставка на новые газовые цистерны находится на уровне $47. Ставки на цистерны для химических грузов находятся на уровне $40-42.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
Средний уровень незадействованного парка в октябре находится на уровне 173 тыс. вагонов. Профицит, по нашей оценке, остается на уровне 50-55 тыс. вагонов. Коэффициент порожнего пробега увеличился до 79,8%, из-за роста дистанции порожнего пробега у полувагонов на 7,4% и крытых вагонов на 14,3% по сравнению с сентябрем 2013г. Отмечается снижение комплектующих для подвижного состава. Вслед за снижением производства железнодорожных колес (объем производства менее 100 000 колес в месяц), на 20% снизилось производство автосцепок. При этом импорт крупного вагонного литья из Китая, Европы и США практически прекращается: 220 вагоно-комплектов в месяц по сравнению с 1 200 вагоно-комплектов в месяц в среднем за 2012 г.
Pdf версия новости