Грузовые перевозки на сети РЖД
В сентябре 2013 г. грузовые перевозки стабилизировались к уровню прошлого года: объем погрузки составил 104,7 млн т (-1,6% или −1,7 млн тонн к сентябрю 2012 г.), грузооборот ― 179,2 млрд т-км (-1,3% или 2,3 млрд т-км).
Уголь. В сентябре 2013 г. перевезено 25,8 млн т угля (+1,2% по сравнению с сентябрем 2012 г.), грузооборот составил 65,5 млрд т-км (+9,0% к сентябрю 2012 г.). Увеличение доли внутренних перевозок угля в европейскую часть и на Дальний Восток способствовало росту грузооборота внутренних перевозок на 1% при снижении погрузки — на 7%.
При этом цены на уголь выросли на 8,1% до $82,5 за тонну по сравнению с августом 2013 г., однако, это ниже аналогичных показателей сентября 2012 г. на 8,2%.
Нефть. В сентябре 2013 г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов составил 19,6 млн т (-3,1%), грузооборот — 29,2 млрд т-км (-5,5%). Внутренние перевозки нефти выросли на 5%. Наибольший рост отправок зафиксирован на станциях Сургут, Лимбей и Ветласян. Экспортные перевозки снизились на 14% за счет снижения экспорта со станции Сковородино в Китай, а также снижение экспорта с Кстовского НПЗ в Европу.
Цена на нефть марки Brent снизилась на 5% по сравнению с ценой августа 2013 г. до $108,4 за баррель.
Сжиженный углеводородный газ. В сентябре 2013 г. объем перевозок продолжил расти и составил 3,1 млн т (+14,5%), грузооборот ― 6,8 млрд т-км (+17,6%). Цены на газ увеличились на 3,8% по отношению к ценам с августа 2013 г. и находятся на уровне €26,8 за МВт-ч.
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в сентябре 2013 г. составил 19,5 млн т (-4,6%), грузооборот — 9,7 млрд т-км (-8,5%).
Черные металлы. Вслед за замедлением темпов строительства начал снижаться спрос на металлопрокат. В сентябре 2013 г. объем перевозок черных металлов составил 5,6 млн т (-7,1%), грузооборот — 8,1 млрд т-км (-18,5%). Снижение произошло как во внутреннем направлении (-3,0%), так и в экспортном (-11,8%). Железнодорожные перевозки и производство по всем крупным заводам показали темпы спада.
Цены на сталь продолжали расти в течение последних трех месяцев, достигнув отметки в $542,5 за тонну, что превысило уровень сентября 2012 г. на 0,5%.
Железная руда. В сентябре 2013 г. объем перевозок железной руды составил 9,4 млн т (+5,3%), грузооборот — 9,7 млрд т-км (-8,6%). При этом производство руды в сентябре 2013 г. снизилось на 3,3% по сравнению с сентябрем прошлого года. Цены на руду снизились на 4,6% до уровня $131,4 за тонну по сравнению с августом 2013 г., что на 26% выше цен сентября 2012 г.
Зерно. В сентябре 2013 г. объем перевозок зерна составил 1,7 млн т (-5,9%), грузооборот — 2,6 млрд т-км (+8,0%). Цены на пшеницу продолжают снижаться и находятся на уровне $228 за тонну, что на 26% ниже цены сентября прошлого года.
Удобрения. В сентябре 2013 г. объем перевозок удобрений составил 3,6 млн т (+5,6%), грузооборот — 5,8 млрд т-км (+11,3%). Внутренние перевозки снизились на 3,3%, при этом экспортные — увеличились на 10,8%, благодаря увеличению экспорта в Китай, США и на Украину. Цена диаммония фосфата выросла на $55 до уровня $495 за тонну по сравнению с августом 2013 г., однако, что на $80 ниже аналогичных показателей сентября 2012 г.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В сентябре 2013 г. произведено 7,2 тыс. ед. подвижного состава (-29%, или на 3,0 тыс. вагонов меньше по сравнению с сентябрем 2012 г.). В сентябре производство нефтебензиновых цистерн продолжило падение, достигнув очередного исторического минимума за последние 5 лет.
Полувагоны. В сентябре 2013 г. построено 3,1 тыс. полувагонов (-49%, или на 2,9 тыс. единиц меньше, чем в сентябре 2012 г.). Производство вагонов нового поколения находится на уровне 550 единиц. В Казахстане произведены первые 50 вагонов нового поколения на тележке ZK-1 Казахстанской вагоностроительной компанией. Цены на полувагоны в сентябре находились на уровне $50 000.
Нефтебензиновые цистерны. В сентябре произведена 441 нефтяная цистерна (-71%, или на 1,1 тыс. единиц меньше, чем в сентябре 2012 г.). На всех заводах, кромеУВЗ, производство нефтебензиновых цистерн фактически закрыто (30 цистерн произведено на Азовмаше, 10 — на Анджианском заводе). Цены на цистерны находились в диапазоне $55 000 — $57 000.
Хопперы. В сентябре 2013 г. построено 834 хоппера (на 23%, или на 258 ед. меньше, чем в сентябре 2012г.). Зерновозов и минераловозов построено по 300 единиц, цементовозов — 160 единиц, остальные 80 — хопперы-дозаторы. Цены на цементовозы находились в диапазоне $48 700 — $56 000, на зерновозы ― $53 000 — $66 000, на минераловозы ― $50 000 — $54 000.
Крытые вагоны. В сентябре 2013 г. построено 883 крытых вагонов (на 76% больше или на 382 ед. больше, чем в сентябре 2012 г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $62 000 — $75 000.
Газовые цистерны. Газовых цистерн построено 901 ед. (+70% или на 370 цистерны больше, чем в сентябре 2012 г.). Вслед за повышением объемов перевозок газа, ВКМ и Азовмаш увеличивают свое производство газовых цистерн, прекращая производство нефтебензиновых. Цены на данный вид подвижного состава находились в диапазоне $73 300 — $80 000.
Платформы. В сентябре 2013 г. построено 590 ед. фитинговых платформ (в 2 раза больше, чем в сентябре 2012г.) и 352 ед. универсальных платформ (на 80% больше, чем в сентябре 2012 г.). Основным драйвером роста производства платформ стал Рославльский завод, который произвел партию в 400 ед. фитинговых платформ. Цены на разные типы платформ находились в диапазоне $50 000 — $58 000.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В сентябре текущего года ставки на все виды подвижного состава стабилизировались, либо немного выросли относительно показателей августа 2013 г., исключением стали ставки на нефтебензиновые цистерны, которые продолжают падать.
Ставка на полувагоны сохранилась на прежнем уровне, около $20-$21 в сутки. Суточные ставки на крытые вагоны находились на уровне $33. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы немного выросли до $27 и $28, соответственно. Ставка на нефтебензиновые цистерны снизилась до $29-$35. Ставка на новые газовые цистерны выросла до $47. Ставки на пищевые цистерны и на цистерны для растительного масла находятся на уровне $40-41.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
Средний уровень незадействованного парка в сентябре находится на уровне 175 тыс. вагонов. Профицит, по нашей оценке, остался на уровне 50-55 тыс. вагонов. Коэффициент порожнего пробега снизился до 77%. В августе-сентябре 2013 г. на 30% снизилось производство железнодорожных колес до 100 тыс. ед в месяц по сравнению со среднемесячным производством в первой половине 2013 г. Данное снижение, по нашему мнению, может быть связано с будущим уменьшением количества ремонтов и увеличением списания подвижного состава. Предыдущее подобное снижение происходило на фоне падения производства вагонов в конце 2012 г.
Pdf версия новости