Грузовые перевозки на сети РЖД
В августе 2013г. объем погрузки составил 107,5 млн т (-1,4% или −1,5 млн тонн к августу 2012г.), грузооборот ― 183,6 млрд т-км (-1,8% или 3,4 млрд т-км). Темпы падения перевозок замедлились.
Уголь. В августе 2013г. перевезено 25,2 млн т угля (-1,2% по сравнению с августом 2012г.), грузооборот составил 67,1 млрд т-км (+6,7% к августу 2012г.). Внутренние перевозки угля снизились на 2 млн т по сравнению с августом 2012г. Экспортные перевозки в Японию, Китай, Корею и Европу продолжают расти, что обеспечивает рост грузооборота. При этом цены на уголь находились на уровне $76,3 за тонну, что ниже на 17% аналогичных показателей августа 2012г.
Нефть. В августе 2013г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов составил 20,7 млн т (-2,8%), грузооборот — 30,5 млрд т-км (-4,7%). Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов увеличились. Экспортные перевозки сырой нефти снизились как по сравнению с августом прошлого года, так и к июлю текущего. Кроме того, зафиксировано уменьшение экспортных перевозок мазута. Цена на нефть марки Brent находилась на уровне цены августа 2012г. — $114 за баррель.
Сжиженный углеводородный газ. В августе 2013г. объем перевозок продолжил расти и составил 3,0 млн т (+14,1%), грузооборот ― 6,9 млрд т-км (+18,0%). Цены на газ немного снизились по отношению к ценам с июля 2013г. и находятся на уровне €25,8 за МВт-ч, однако, по отношению к ценам с августа 2012г. — возросли на 2,5%.
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в августе 2013г. составил 16,7 млн т (-3,5%), грузооборот — 10,3 млрд т-км (-8,5%).
Черные металлы. В августе 2013г. объем перевозок черных металлов составил 5,8 млн т (-3,3%), грузооборот — 8,8 млрд т-км (-15,1%). Падение объемов перевозок связано со снижением производства металлопродукции на Урале и в Поволжье, а также снижения экспорта ММК во Вьетнам и Турцию. Цены на сталь выросли по сравнению с июлем до $540 за тонну, но остались на $20 ниже цен августа 2012г.
Железная руда. В августе 2013г. объем перевозок железной руды составил 9,5 млн т (+2,2%), грузооборот — 8,4 млрд т-км (-14,5%). Грузооборот снизился из-за прекращения перевозок руды с Оленегорского ГОКа в Новокузнецк, а также смены логистических маршрутов руды со Стойленского ГОКа в Китай с железных дорог на порты Черного моря. Цены на руду росли в этом квартале и достигли уровня $140 за тонну, что на 55% выше цен августа 2012г.
Лом черных металлов. Объем перевозок лома черных металлов в августе 2013г. составил 1,5 млн т (-16,7%), грузооборот — 1,3 млрд т-км (-15,7% ).
Кокс. В августе 2013г. объем перевозок кокса составил 0,8 млн т (-27,3%), грузооборот — 2,1 млрд т-км (-25,5%).
Зерно. В августе2013г. объем перевозок зерна составил 1,5 млн т (-11,8% ), грузооборот — 2,0 млрд т-км (-10,0%). Цены на пшеницу на $65 ниже, чем в августе 2012г. и находятся на уровне $235 за тонну.
Удобрения. В августе 2013г. объем перевозок удобрений составил 4,0 млн т (+5,3%), грузооборот — 6,2 млрд т-км (-0,4%). Цена диаммония фосфата продолжает падать и составляет $440 за тонну в настоящее время, что на $120 ниже цен августа 2012г.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В августе 2013г. произведено 7,3 тыс. ед. подвижного состава (-34%, или на 3,8 тыс. вагонов меньше по сравнению с августом 2012г.). В августе 2013г. сформировалась ситуация профицита цистерн в СНГ при рекордно минимальном уровне производства за последние пять лет.
Полувагоны. В августе 2013г. построено 3,4 тыс. полувагонов (-55%, или на 4,1 тыс. единиц меньше, чем в августе 2012г.). По сравнению с июлем 2013г. производство полувагонов возросло на 600 ед. (после годичного перерыва возобновил производство полувагонов Попаснянский вагоноремонтный завод, а также производство увеличили Азовмаш и Промтрактор-Вагон). Производство полувагонов нового поколения (модели 12-196-01 и 12-9761) продолжает расти и в августе достигло уже 550 ед.. Цены на полувагоны в августе находились в диапазоне $49 000 — $55 000.
Нефтебензиновые цистерны. В августе произведена 591 нефтяная цистерна (-60%, или на 869 ед. меньше, чем в августе 2012г.). Азовмаш сократил производство цистерн с 400-600 ед. в месяц до 80. Уралвагонзавод сократил производство с 600 цистерн в месяц до 450. Остальные цистерны построены на Алтайвагоне. Доля цистерн для нефтепродуктов, произведенных в России, составляет 85%. Цены на данный вид подвижного состава снизились и находились в диапазоне $48 800 — $61 000.
Хопперы. В августе 2013г. построено 875 хопперов (на 54%, или на 306 ед. больше, чем в августе 2012г.). Однако производство зерновозов в августе сократилось в три раза по сравнению с июлем 2013г. до 240 ед. Производство цементовозов сохраняется на стабильном уровне — 330 ед. Минераловозов построено 262 ед., что в два раза выше уровня августа 2012г. и июля 2013г. Цены на цементовозы находились в диапазоне $47 500 — $56 000, на зерновозы ― $55 000 — $66 000, на минераловозы ― $48 800 — $54 000.
Крытые вагоны. В августе 2013г. построено 900 крытых вагонов (на 73% больше или на 378 ед. больше, чем в августе 2012г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $58 000 — $65 000.
Газовые цистерны. Газовых цистерн построено 632 ед. (+34% или на 162 цистерны больше, чем в августе 2012г.). Цены на данный вид подвижного состава снизились и находились в диапазоне $73 300 — $83 000 в августе 2013г.
Платформы. В августе 2013г. построено 414 фитинговых платформ (на 52% или на 141 ед. больше, чем в августе 2012г.) и 374 универсальных платформ (в два раза больше, чем в августе 2012г.). Цены на разные типы платформ находились в диапазоне $46 000 — $62 000.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В августе текущего года ставки на все виды специализированного подвижного состава продолжали снижаться относительно показателей июля 2013г., при этом ставка на полувагон сохранилась на прежнем уровне.
Суточные ставки на крытые вагоны находились на уровне $33. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы упали до $26 и $27, соответственно. Ставка на хопперы-минераловозы снизилась до $26, на цистерны ― до $30-$36. Ставка на новые газовые цистерны опустилась до $46. Ставка на полувагоны сохранилась на прежнем уровне, около $20-$21 в сутки.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
Средний уровень незадействованного парка в августе 2013г. незначительно снизился до уровня около 171 тыс. вагонов. Профицит, по нашей оценке, остался на уровне 50-55 тыс. вагонов. Коэффициент порожнего пробега вырос до78%.
Pdf версия новости