Грузовые перевозки на сети РЖД
В июле 2013г. объем погрузки составил 106,7 млн т (-2,2% или −2,4 млн тонн к июлю 2012), грузооборот ― 180,7 млрд т-км (-2,4% или 4,4 млрд т-км). Темпы падения перевозок стали замедляться.
Уголь. В июле 2013г. было перевезено 24,6 млн т угля (+2,1% по сравнению с июлем 2012г.), грузооборот составил 62,6 млрд т-км (+0,5% к июлю 2012г.). Наблюдалось увеличение экспорта угля в Китай со станций Нерюнгри, Челутай и Линево, а также более чем двукратное повышение объема перевозок по экспортному направлению со станции Мереть в Корею. По внутренним перевозкам наблюдается небольшое падение. Цены на уголь выросли на 3,6% до $76,7 за тонну по сравнению с июнем 2013г., однако по сравнению с ценами июля 2012г. — ниже на 20%.
Нефть. В июле 2013г. объем перевозок нефти составил 21,2 млн т (-1,4%), грузооборот — 31,8 млрд т-км (-3,8%). Внутренний грузооборот стабилен, следует отметить уменьшение экспортного потока сырой нефти из Сковородино в Китай. Цена на нефть марки Brent выросла на 2,9% до $108 по сравнению с аналогичным показателем июля 2012г.
Сжиженный углеводородный газ. В первом полугодии 2013г. объем перевозок составил 3,0 млн т (+15,4%), грузооборот ― 7,2 млрд т-км (+26,6%). Во внутреннем сообщении грузооборот газа вырос на 50%, значительное увеличение коснулось таких точек сбыта, как завод в Кстово, а также заводов в городах Ханты-Мансийского автономного округа. По экспортным направлениям несколько увеличиваются грузопотоки в Европу. Цены на газ последние 4 месяца находятся на стабильном уровне €26-27 за МВт-ч, но по сравнению с июлем 2012г. наблюдается рост на 9,5%
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в июле 2013г. составил 17,3 млн т (-4,4%), грузооборот — 10,5 млрд т-км (-7,7%). Падение обусловлено прекращением строек в Казани и Сочи для подготовки к Универсиаде и Олимпиаде.
Черные металлы. В июле 2013г. объем перевозок черных металлов составил 5,8 млн т (-3,3% к июлю 2012г.), грузооборот — 9,2 млрд т-км (-15,2% по сравнению с июлем 2012г.). Падение связано со снижением грузооборота экспортных поставок ММК (почти на 1 млрд т-км). Цены на сталь выросли по сравнению с июнем 2013г. до $518 за тонну, однако, по сравнению с июлем 2012г., ниже почти на $40.
Железная руда. В первом полугодии 2013г. объем перевозок железной руды составил 9,4 млн т (-1,1% к июлю 2012г.), грузооборот — 10,1 млрд т-км (-6,5% по сравнению с июлем 2012г.). Снижение связано с уменьшением объемов отгрузки со станций Стойленская, Костомукша и Коршуниха-Ангарская. Цены на руду росли последние 2 месяца и достигли уровня $130 за тонну, что на 11% выше цен июля 2012г.
Лом черных металлов. Объем перевозок лома черных металлов в первом полугодии 2013г. составил 1,6 млн т (-5,9% к первому полугодию 2012г.), грузооборот — 1,3 млрд т-км (-12,6% по сравнению с июлем 2012г.).
Кокс. В июле 2013г. объем перевозок кокса составил 1,0 млн т (-9,1% к июлю 2012г.), грузооборот — 2,3 млрд т-км (-14,7% по сравнению с июлем 2012г.).
Зерно. В июле 2013г. объем перевозок зерна составил 0,9 млн т (-30,8% к июлю 2012г.), грузооборот — 1,7 млрд т-км (-26,4% по сравнению с июлем 2012г.). Рост объемов запаздывает в связи с задержкой сбора урожая в 2013г.
Удобрения. В июле 2013г. объем перевозок удобрений составил 3,8 млн т (без изменений по сравнению с июлем 2012г.), грузооборот — 6,1 млрд т-км (-5,3% по июлем 2012г.). Падение связано с уменьшением экспортных потоков азотно-фосфорных и калийных удобрений в Китай.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В июле 2013г. произведено 7,5 тыс. единиц подвижного состава (-32,8%, или на 3,7 тыс. вагонов меньше по сравнению с июлем 2012г.). Производство вагонов стабилизировалось на уровне 7 — 7,5 тыс. единиц в месяц. Поскольку такой уровень производства нагружает мощности заводов лишь на 60%, в июле цены на вагоны всех типов продолжали падать.
Полувагоны. В июле 2013г. построено 2,8 тыс. полувагонов (-65%, или на 5,1 тыс. единиц меньше, чем в июле 2012г.). Стоит отметить, что с июля 2013г. увеличилось производство полувагонов нового поколения (модели 12-196-01 и 12-9761) до 400 единиц (в предыдущие периоды производилось не более 100-200 единиц за месяц). Цены на полувагоны в июле находились в диапазоне $48 500 — $55 000.
Нефтебензиновые цистерны. В июле 2013г. построено 985 нефтебензиновых цистерн (-31%, или на 443 единиц меньше, чем в июле 2012г.). Цены на данный вид подвижного состава снизились и находились в диапазоне $49 500 — $62 000.
Хопперы. В июле 2013г. построено 1,3 тыс. хопперов (в 2,5 раза, или на 750 единиц больше, чем в июле 2012г.). Рост связан с увеличением продаж цементовозов и зерновозов. Цены на цементовозы находились в диапазоне $48 000 — $60 000, на зерновозы ― $53 500 — $64 500, на минераловозы ― $49 300 — $63 000.
Крытые вагоны. В июле 2013г. построено 1,1 тыс. крытых вагонов (в 2 раза больше или на 546 тыс. единиц больше, чем в июле 2012г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $60 500 — $68 500.
Газовые цистерны. Газовых цистерн построено 322 единицы (-6% или на 21 цистерну меньше, чем в июле 2012г.). Стоит отметить, что российские вагоностроительные заводы постепенно «перехватывают» производство газовых цистерн у украинских. Цены на данный вид подвижного состава снизились и находились в диапазоне $75 000 — $84 000 в июле 2013г.
Платформы. В июле 2013г. построено 257 фитинговых платформ (аналогично июлю 2012г.) и 413 универсальных платформ (+124% по сравнению с первым полугодием 2012г.). Цены на разные типы платформ находились в диапазоне $48 000 — $62 000.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В июле текущего года ставки на все виды специализированного подвижного состава продолжали снижаться относительно показателей июня 2013г., при этом ставка на полувагон сохранилась на прежнем уровне.
Суточные ставки на крытые вагоны упали до $33. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы упали до $27,5 и $30, соответственно. Ставка на хопперы-минераловозы снизилась до $27, на цистерны ― до $31-$37. Ставка на новые газовые цистерны опустилась до $47. Ставка на полувагоны пока сохранилась на прежнем уровне, около $20-$21 в сутки, несмотря на рост доходности оперирования полувагонами.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
Средний уровень незадействованного парка в июле 2013г. снизился до уровня около 175 тыс. вагонов, при этом профицитный парк снизился со 100 тыс. вагонов в начале года до 50 тыс. вагонов в июле 2013г. Коэффициент порожнего пробега продолжал падать и составил в среднем 74%.
Pdf версия новости