Грузовые перевозки на сети РЖД
В феврале 2014г. объем погрузки составил 93,3 млн т (-0,6% или −0,6 млн т к февралю 2013г.), грузооборот ― 161,4 млрд т-км (+7,4% или 11,1 млрд т-км).
Уголь. В феврале 2014г. перевезено 24,3 млн т угля (-1,6% по сравнению c февралем 2013г.), грузооборот составил 64,5 млрд т-км (+12,5% к февралю 2013г.). При этом погрузка угля снизилась во всех регионах, кроме Кузбасса, где объем отправок увеличился на 7%. Внутренние перевозки снизились на 10,2%, что компенсировано увеличением экспортных перевозок на 8,4%.
Цены на уголь в феврале находились на уровне $73 за тонну, снизившись на $7 по сравнению с январем 2014г. и на 20% по сравнению с февралем 2013г.
Нефть и нефтепродукты. В феврале 2014г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов, исключая сжиженный углеводородный газ, составил 18,7 млн т (+1,8%), грузооборот — 28,0 млрд т-км (+6,5%). Перевозки увеличились благодаря росту отправок с Куйбышевской (ст. Биклянь, ст. Новокуйбышевск, ст. Аллагуват) и Свердловской дорог (ст. Лимбей, ст. Туринский, ст. Войновка) на 8% и 9% соответственно.
Цены на нефть марки Brent находились на уровне $109 за баррель и снизились на 2,1% по сравнению с февралем 2013г. Нефть остается единственным первичным ресурсом с относительно стабильной ценой в последние два года.
Сжиженный углеводородный газ. В феврале 2014г. объем перевозок составил 2,3 млн т (+6,9%), грузооборот ― 6,7 млрд т-км (+4,6%).
Цена на газ составила €23,4 за МВт-ч, снизившись на 11,5% по сравнению с февралем 2013г.
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в феврале 2014г. составил 11,4 млн т (-13,6%), грузооборот — 7,7 млрд т-км (-4,3%). Объемы погрузки снизились практически по всем дорогам. Объемы поставок увеличились лишь в промышленных регионах на Свердловской, Забайкальской и Восточно-Сибирской дорогах.
Черные металлы. В феврале 2014г. объем перевозок черных металлов составил 5,7 млн т (-1,1%), грузооборот — 8,8 млрд т-км (-1,8%). Объемы внутренних перевозок снизились на 4%, а экспортных — увеличились на 3%. НЛМК и Северсталь снизили производство черных металлов, что привело к снижению отправок с этих заводов на 7,7% и на 7,0% соответственно. ММК увеличил отправки черных металлов на 13%.
Цены на сталь находились на уровне $530 за тонну, снизившись на 10% по сравнению с февралем 2013г.
Железная руда. В феврале 2014г. объем перевозок железной руды составил 8,4 млн т (-0,6%), грузооборот — 8,6 млрд т-км (+9,2%).
Цены на руду составили $118 за тонну, что на 22% ниже показателей февраля 2013г. По сравнению с январем 2014г. падение составило 3,7%.
Лом. В феврале 2014г. объем перевозок лома составил 0,8 млн т (-11,1%), грузооборот — 0,8 млрд т-км (+2,4%).
Цветные металлы, руды и концентраты. В феврале 2014г. объем погрузки цветных металлов составил 1,8 млн т (-11,5%), грузооборот — 2,5 млрд т-км (-8,3%).
Цены на медь находились на уровне $7 160 за тонну, снизившись на 7,9% по сравнению с февралем 2013г.
Зерновые культуры. В феврале 2014г. объем перевозок зерновых культур составил 1,3 млн т (+30%), грузооборот — 2,6 млрд т-км (+27,7%). Цены на зерно остаются стабильными последние полгода и находятся на уровне $228 за тонну, однако они на треть ниже цен февраля 2013г.
Удобрения. В феврале 2014г. погрузка удобрений составила 4,2 млн т (+13,5%), грузооборот — 6,7 млрд т-км (+4,6%). Цена на диаммоний фосфата составила $480 за тонну, что на 0,2% ниже цены февраля прошлого года.
Промышленное производство в Китае в 2013 году
Индекс промышленного производства в Китае в 2013г. по сравнению с аналогичным периодом 2012г. составил 109,7%. Промышленное производство в этой стране имеет сезонный фактор: в январе и феврале оно более чем на 20% ниже, чем в другие месяцы.
Уголь. Производство угля в Китае в 2013г. составило 3,7 млрд т, что на 2,6% выше, чем в 2012г. Запасы угля на территории Китая составляют 230 млрд т, что обеспечит страну углем примерно на 60 лет. Основная доля запасов сосредоточена на севере Китая в провинциях Шаньси и Внутренняя Монголия.
Кокс. Производство металлургического кокса в 2013г. составило 473,1 млн т, что на 9,6% выше показателя 2012г.
Железная руда. Добыча руды в 2013г. находилась на уровне 1 436,3 млн т, что выше показателей 2012г. на 8,1%. Запасы железной руды в Китае составляют 19,5 млрд т, что при текущей добыче должно обеспечить Китай рудой в течение 13 лет. Около трети запасов находятся в недрах провинции Ляонин на северо-востоке Китая, граничащей с Северной Кореей.
Нефть. Добыча нефти в 2013г. составила 208,2 млн т, что на 0,6% выше, чем в 2012г. Текущие разведанные запасы нефти Китая составляют 3,3 млрд т, что при текущем потреблении обеспечивает Китай на 16 лет. Запасы нефти находятся в Китае на северо-западе (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и северо-востоке (провинции Хэйлунцзян и Шаньдун), а также в океане.
Натуральный газ. Разведанные запасы газа составляют 4,4 трлн куб.м. Основа запасов находится в недрах провинции Сычуань в центре Китая и в Синьцзян-Уйгурском автономном округе на северо-западе страны.
Дизельное топливо. Производство дизельного топлива в 2013г. составило 172,3 млн т и увеличилось на 1,0% по сравнению с показателями 2012г.
Бензин. Производство бензина в 2013г. составило 98,2 млн т, что выше аналогичного показателя 2012г. на 10,1%.
Керосин. Производство керосина в 2013г. составило 25,2 млн т, что выше аналогичного показателя 2012г. на 18,2%.
Черные металлы. Производство черных металлов в 2013г. находилось на уровне 1 067,3 млн т, что на 11,8% выше показателей 2012г. Цены на сталь в первой половине 2013г. находились в диапазоне $510 — $570 за тонну (-20-40$ к 2012г.), стабилизировавшись во второй половине года на отметке $525-$540 (на уровне 2012г.).
Цветные металлы. Производство цветных металлов в Китае в 2013 г. составило 139,0 млн т, что на 18,1% выше аналогичных показателей 2012г. Запасы марганцевых, хромовых, ванадиевых и титановых руд составляют 433 млн т, что должно обеспечить внутренний рынок в течение 11 лет (при производстве в 40 млн т, как в 2013г.).
Цемент. Производство цемента в 2013г. находилось на уровне 2 404,2 млн т, что на 9,6% выше, чем в 2012 г.
Удобрения. Производство удобрений в 2013 г. находилось на уровне 190,2 млн т, что на 8,4% выше показателей 2012г.
Химикаты. Производство химикатов в 2013г. составило 306,2 млн т, что на 7,2% выше, чем в 2012г.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В феврале 2014г. заводами СНГ было произведено 5,6 тыс. вагонов, что на четверть меньше показателей февраля 2013г. При сокращении производства цены на основные типы подвижного состава продолжают снижаться. Российские заводы произвели 4,9 тыс. вагонов, что на 10,5% больше, чем в феврале 2013г. Украинскими заводами построено 0,6 тыс. вагонов, что в 4 раза ниже, чем в феврале 2013г. Цены на полувагоны, платформы, хопперы и нефтебензиновые цистерны продолжают снижаться и находятся практически на одном уровне в диапазоне $42 000 — $52 000 за единицу.
Полувагоны. В феврале 2014г. построено более 2,8 тыс. полувагонов, что на 13% ниже производства в феврале 2013г. Казахстанская вагоностроительная компания и Уралвагонзавод сократили производство полувагонов. Цены на полувагоны находились в диапазоне $42 000 — $49 000.
Нефтебензиновые цистерны. В феврале 2014г. произведено около 0,9 тыс. нефтяных цистерн (на треть меньше, чем в феврале 2013г.). Украинские заводы приостановили производство цистерн для нефтепродуктов. Цены на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $50 000 — $53 000 за единицу, что на четверть ниже цен февраля 2013г.
Хопперы. В феврале 2014г. построено 0,9 тыс. хопперов (на треть меньше чем в феврале 2013г.). Из них 0,4 тыс. ед. — зерновозы, 0,2 тыс. ед. — минераловозы, 0,2 тыс. ед. — дозаторы и 0,1 тыс. ед — цементовозы. Цены на зерновозы находились в диапазоне $50 000 — $51 000, что на четверть ниже цен февраля 2013г., цены на минераловозы находились в диапазоне $49 000 — $50 000 за ед., цены на цементовозы были на уровне $48 000 — $50 000 за ед.
Крытые вагоны. В феврале 2014г. построено 0,23 крытых вагонов (в 2 раза меньше, чем в феврале 2013г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $58 000 — $63 000 за ед.
Газовые цистерны. В феврале 2014г. было построено 0,3 тыс. единиц газовых цистерн (на 58% меньше, чем в феврале 2013г.). Цены на данный вид подвижного состава в феврале находились в диапазоне $61 000 — $68 000 за ед.
Платформы. В феврале 2014г. построено 0,2 тыс. фитинговых платформ, что на 57% выше показателя февраля 2013г., и, около 0,2 тыс. универсальных платформ (в 2,5 раза больше, чем в феврале 2014г.). Цены на разные типы платформ в феврале 2013г. находились в диапазоне $49 000 — $53 000 за ед.
Данные по производству подвижного состава предоставлены информационным сервисом «Рынок подвижного состава».
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В феврале текущего года ставки на полувагоны в рублевом выражении составили 500-550 рублей в сутки, что в долларовом выражении эквивалентно $14-$16 в сутки. Ставки на все остальные виды подвижного состава снизились относительно показателей января 2014г.
Суточные ставки на крытые вагоны в феврале 2014г. снизились до уровня $26. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы снизились до уровня $21 и $24, соответственно. Ставка на хопперы-минераловозы составила $20 в сутки. Ставки на зерновозы и цементовозы составила $21. Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны снизились и находились в диапазоне $24-$27. Ставки на газовые цистерны снизились до уровня $35.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
При увеличении средней дистанции перевозки и отсутствии роста объемов перевозок в феврале 2014г., увеличился парк незадействованных вагонов до 250 тыс. ед., что составляет более 20% общего парка. По оценкам экспертов Brunswick Rail, профицит вагонов в феврале 2014г. составил около 120-130 тыс. вагонов.
Коэффициент порожнего пробега снизился с 85% в январе 2014г. и составил 78% в феврале 2014г.
Скорость перемещения задействованного парка вагонов превысила отметку в 300 км/сут в начале 2014г. в силу эффективного использования парка вагонов и достигла 321км/сут в феврале 2014г. Параметры среднего ежемесячного пробега одного вагона составляют чуть более 4 500 км.
Возрастная структура парка стран Балтии
Парк вагонов стран Балтии составляет 41,7 тыс. ед. и его средний возраст — 17,5 лет. Высока доля нефтебензиновых цистерн (41%) и крытых вагонов (12%) в парке. Обновление подвижного состава в предыдущие 10 лет затронуло все типы вагонов.
Полувагоны. Операторам Эстонии, Латвии и Литвы принадлежит 6,6 тыс. полувагонов, из них 3,2 тыс. единиц (49% парка) имеют продленный срок службы. Окончания нормативного срока службы в ближайшие 5 лет ожидают ещё около 0,8 тыс. единиц (13%). Средний возраст парка полувагонов составляет около 19 лет.
Нефтебензиновые цистерны. Парк нефтебензиновых цистерн Балтии обновлялся в наибольшей степени и составляет 17,2 тыс. ед. Срок службы продлен у 2,0 тыс. цистерн (12%). Окончание срока службы в ближайшие 5 лет ожидает 1,0 тыс. цистерн (6%). Средний возраст парка нефтебензиновых цистерн — 15 лет.
Газовые цистерны. Парк балтийских газовых цистерн составляет 1,0 тыс. ед. Окончание срока службы в ближайшие пять лет ожидает 35 ед. (3,5%) данного вида подвижного состава. Средний возраст газовых цистерн — 16 лет.
Платформы. Парк фитинговых платформ составляет 3,7 тыс. ед. Из них 0,7 тыс. фитинговых платформ (18%) имеют продленный срок службы. В ближайшие 5 лет ожидают списания ещё около 0,4 тыс. фитинговых платформ (11%).
Парк универсальных платформ составляет 1,1 тыс. ед. Из них 0,3 тыс. ед. (24%) имеют продленный срок службы. В ближайшие 5 лет достигнут окончания срока службы 0,1 тыс. платформ (12%). Средний возраст фитинговых платформ — 17 лет, универсальных платформ — 19 лет.
Крытые вагоны. Парк крытых вагонов составляет 5,0 тыс. ед. Превышен срок службы у 1,9 тыс. крытых вагонов (39%). В ближайшие 5 лет еще 0,7 тыс. крытых вагонов (13%) достигнут окончания срока службы. Средний возраст парка крытых вагонов Балтии — 23 года.
Хопперы. Парк хопперов составляет 5,0 тыс. ед.,из них 2,6 тыс. ед. — зерновозы, 1,6 тыс. ед. — цементовозы, 0,8 тыс. ед — минераловозы. Превышен срок службы у 0,4 тыс. зерновозов (14%), 0,5 тыс. цементовозов (31%) и 0,1 тыс. минераловозов (13%). В ближайшие 5 лет превысят нормативный срок службы еще 1,0 тыс. зерновозов (41%), 0,4 тыс. цементовозов (27%) и 0,1 тыс. минераловозов (12%). Средний возраст зерновозов составляет 22 года, цементовозов — 20 лет, минералозов — 13 лет.
Прочие специализированные вагоны. Парк прочего специализированного подвижного состава составляет 2,3 тыс. ед. и имеет средний возраст 18 лет. Парк с продленным сроком службы составляет 0,1 тыс. вагонов (6%), в ближайшие 5 лет окончания срока службы достигнут еще 0,7 тыс. вагонов (29%).
Pdf версия новости